Знакомство с ЦИРКОМ-ШАПИТО
Первыми крупными реализованными Ф. Отто проектами стали сетчатый тентовый павильон ФРГ на ЭКСПО-67 в Монреале (1967 г.) (, покрытие олимпийского стадиона в Мюнхене (1972 г.) , павильон Федеральной выставки садоводства в Мангейме (1975 г.), аэропорт в Джидде (Саудовская Аравия, 1980 г.), покрытый тентовыми оболочками пролетом по 45 м общей площадью около 50 га.
ТЕНТОВАЯ АРХИТЕКТУРА: СЕГОДНЯ.
Тем не менее тентовые покрытия широко вошли в профессиональную культуру и получили признание как явление архитектуры лишь после победы на грандиозном конкурсе на Арку эспланады Дефанс в Париже (1983 г.) проекта Й.О. Спрекельсена), использовавшего тентовый элемент как метафору нового понимания пространства и времени. Если до этого времени тентовые конструкции в случае крупных сооружений применялись исключительно для выставочных целей, и в единичных случаях – для спортивных сооружений, то теперь спектр их применения существенно расширился: добавились магазины, вокзалы, аэропорты, арены различного назначения, покрытия археологических достопримечательностей, административные, научные сооружения, объекты промышленного, сельскохозяйственного назначения и другие, требующие значительных пространств с большепролетными покрытиями и различных архитектурно- конструктивных решений.
Подсчеты показывают, что в настоящее время ежегодно в мире около 100-300 км² земной поверхности перекрывается различными видами тентовых покрытий разного типа (стационарных, временных, трансформируемых, транспортируемых и пр.). Многие заметные сооружения мирового значения, связанные с началом нового тысячелетия, построены именно с применением тентовых структур. В ближайшие несколько лет вошли в строй небывалые до того даже по физическим размерам тентовые сооружения ведущих архитекторов, такие как ангар для дирижаблей CargoLifter в Бранде (Германия) (363 x 225 м., при высоте 107 м, объем 5,2 млн. м. со светопрозрачным тентовым покрытием амфитеатра, крупнейший в мире Ботанический сад «Эдем» со 120-метровым пролетом длиной около 1 км и высотой 60 м. в Корнуолле, «парящий» купол Центра SONY в Берлине, амбициозный зал «Купол Тысячелетия» в Лондоне (площадь 80000 м²) и др.
Применение принципиально новых, существенно усовершенствованных в конце ХХ века пространственных и удивительно разнообразных по форме и функциональному использованию тентовых сооружений сопровождается решением разнообразных творческих проблем, связанных с необычной, нетрадиционной архитектурной формой этих объектов, функциональное пространство и объемно-пространственная композиция которых во многом обеспечивается выбранной конструктивной системой. При этом функциональным особенностям тентовых зданий одного типа может соответствовать несколько различных конструктивных схем, например спортивных сооружений, или, наоборот, одна конструктивная система может применяться в зданиях с различным функциональным назначением. Применяемые современным высокоразвитым технологическим сообществом типы сооружений все активнее осваиваются тентовой архитектурой. Более того, тентовая архитектура дала возможность формирования новых типов объектов (таких, например, как гигантские покрытия оранжерей, ботанических садов и пр.). Тем самым пример тентовых сооруженийпоказывает, что архитектор становится ведущим в созидании оптимальной системно организованной среды любого размера – от масштаба индивидуального жилища до регионального расселения.
В архитектуре конца ХХ века благодаря высоким технологиям одновременно выступили заново «открытые» металл, стекло и тентовые покрытия, в сочетании дающие новое качество утонченности и изящества форм, удивительной легкости перекрытия. В тентовой архитектуре, в которой подчас используется формообразование на основе природных форм, ярко проявилась архитектурная бионика, с ее переходами симметричных геометрических форм в органические со сложными криволинейными очертаниями пространств.
Как одно из направлений архитектуры высоких технологий, тентовые структуры в настоящее время заняли свое самостоятельное место и претендует на то, чтобы стать её вершиной. Во всяком случае уже сейчас они, как никакие другие, являются формой освоения высоких технологий, позволяющим получать оригинальные индивидуальные решения. Применение той или иной формы тентовой структуры постоянно создает соответственно новый объект с иными внешними и внутренними пространственными параметрами.
Тентовые сооружения обладают и иными признаками – совпадающими сроками морального износа сооружения и физического старения материала. Динамичность современной жизни другая, нежели прежде, и тентовые сооружения, отвечая этой динамичности, позволяют вводить адекватные своему времени (технологические и экономические) изменения.
С этим связана и технология трансформации, активно внедряемая при строительстве тентовых объектов. Формулировка архитектора Д. Перро, исходящего из понимания, что современный подход к архитектуре – это открытость к трансформациям, во многом относится к тентовой архитектуре. ТЕНТОВАЯ АРХИТЕКТУРА: ЗАВТРА.
В зарубежной архитектуре последнего десятилетия ХХ века произошло значительное расширение масштабов тентового строительства, его видоизменение и преобразование из чисто утилитарно-технического в объекты, обладающие самостоятельными архитектурно-художественными формами и образными характеристиками. В результате, в условиях свойственного современной эпохе полистилизма наряду с хай-теком, для которого характерно применение прежде всего стекла и металла, в архитектурно-строительной 63 практике сформировалось другое направление архитектуры высоких технологий – тентовая архитектура, имеющая свою специфику формообразования. Тентовая архитектура это не только и не столько стилевое явление, это новый способ физического формирования и понимания архитектурно-организованного пространства.
Именно на этой основе начало ХХI века охарактеризовалось конкуренцией в борьбе за лидерство целого ряда архитектурных направлений, но особенностью тентовой архитектуры оказалось то, что она не конкурировала ни с одним из них. Высокие технологии современности дают возможность сочетать преимущества индустриальных методов строительства с индивидуализацией формы, открывая путь к символическим формам, содержательным уже на уровне структуры, к которым относятся такие объекты тентовой архитектуры, как терминал аэропорта «Кансай» (архитектор Р. Пиано), сооружения таких крупнейших мастеров тентовой архитектуры, как Н. Фостер и Н. Гримшоу, использующих ее возможности и художественные средства в развитии современной архитектуры. На пути тентовой архитектуры, как сказал в одном из интервью 2003 г. Ф. Отто, «еще многое возможно». Что же касается Украины, а в частности Крыма, хочется отметить, что с развитием рекреационной сферы, которая с каждым годом выходит на совершенно новый уровень, перспектива использования тентовой архитектуры является очень актуальной. По сравнению с капитальными сооружениями тентовые конструкции обладают радом существенных преимуществ:
краткий период (от 20 до 90 дней) полной реализации работ от проекта до монтажа «под ключ» на месте будущей эксплуатации;
относительно невысокая стоимость по сравнению с ценой традиционных сооружений из стали, бетона, кирпича и профнастила;
мобильность сооружения, т.е. возможность его полной перестановки через 2–3 года после начала эксплуатации в другое место;
отсутствие необходимости проведения долгих и дорогих согласований, так как тентовые сооружения относятся к разряду временных зданий и сооружений;
современный дизайн возможность изготовления тентовых покрытий разных цветов с нанесением рекламы на поверхность тентовых покрытий методом шелкографии, полноцветной печати и аппликации;
комфортность сооружения, так как в жаркое и солнечное время года боковые поверхности тентовых структур могут закатываться наверх, освобождая пространство высотой до 3–4 метров для естественной вентиляции и прохода людей;
пожаробезопасность тентовых сооружений ввиду изготовления тентовых покрытий из материалов группы М-2, то есть материалов, не поддерживающих горение;
высокая степень ремонтопригодности тентовых полотнищ даже в полевыхусловиях; 64
гармоническая интеграция тента с другими материалами (стекло, бетон, кирпич и др.) с целью создания оригинального образа сооружения и, одновременно, снижение его стоимости.
Тентовые сооружения прекрасно подходят для возведения таких курортных объектов как: теннисные корты, крытые зрительные залы, танцплощадки, кафе, рестораны и т.д. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в России и Крыму есть потенциальные возможности применения тентовых структур – быстровозводимых, мобильных, легко трансформирующихся в соответствии с изменением функции и обладающих высокими эстетическими достоинствами. Тентовая архитектура позволяет отечественным проектировщикам в достаточной мере свободно экспериментировать с формой и предоставляет возможность найти свой путь в мировом архитектурном процессе.